В целях исполнения Указа президента РФ от 07 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом президента РФ от 01 июня 2012 № 761, а также с целью развития и совершенствования социально-психологической помощи участникам образовательного процесса и реализации выработанных положений по расширению психолого-педагогических оснований реализации эффективных моделей социализации детей в системе образования Веселовского района, на основании приказа Отдела образования Администрации Веселовского района от 01.09.2017 года № 492 создана муниципальная служба социально-психологического сопровождения. Деятельность службы определяется положением, утвержденным данным приказом.
Социально-психологическая служба сопровождения Веселовского района включает в себя педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов-логопедов образовательных организаций: 19 педагогов-психологов, 16-социальных педагога, 8 логопедов.
Специалисты объединены в методическое объединение педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, которое осуществляет методического сопровождение службы.
Работа службы ведется по следующим направлениям:
- Профилактика саморазрушающего поведения;
- Профилактика вовлечения обучающихся в группы с антиобщественной направленностью и присоединение к неформальным молодежным субкультурам;
- Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- Организационно-методическая поддержка развития служб медиации в образовательных организациях Веселовского района.
Профилактика саморазрушающего поведения.
Службой практической психологии совместно с методическим объединением педагогов-психологов, социальных педагогов в план работы включается вопрос о профилактике саморазрушающего поведения, а также в работу внедряются современные программы по профилактике и предупреждению суицидов.
Работа по данному направлению разделена на три блока:
-работа с учащимися;
-работа с родителями;
-работа с педагогами.
Профилактика суицидального поведения обучающихся направлена на создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье.
На основе анализов работы служб сопровождения образовательных организаций Веселовского района можно выделить следующую работу, которая проводилась в течение учебного года:
- выявление и учет учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии для проведения индивидуальной работы, в каждой образовательной организации проводится работа с классными руководителями и заполняется форма «Таблица факторов кризисных состояний». По результатам, обучающиеся формируются в специальные группы рисков и в течение года с этими обучающимися ведется как индивидуальная так и групповая работа;
- учет семей, в которых возможны факты жестокого обращение с детьми, семейные конфликты (анкетирование, беседы с учащимися);
-обновление информационных стендов и информации на официальном сайте каждой общеобразовательной организации по актуализации данной проблематики(информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в трудной жизненной ситуации);
-незамедлительное информирование ОДН, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц;
-организация общешкольных мероприятий «Здоровый образ жизни»;
-вовлечение учащихся в кружки, секции и учреждений дополнительного образования;
-проведение читательских конференций «Возьми себе в пример героя», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;
-проведение ролевых игр для учащихся школы «Конфликт в нашей жизни», «Взросление»
-проведение цикла бесед с учащимися 7-9 классов по вопросам предупреждения детского суицида «Как прекрасен этот мир»,«Жизнь одна», «Если ты окажешься на распутье», «Мир моих чувств и эмоций
-беседы с учащимися: «Профилактика стрессовых ситуации и методы их устранения», по проблемам общения со сверстниками, «Мы выпускники» (подготовка к переходу в среднее звено). Занятие с элементами тренинга «Умей сказать нет!» ,«Эмоции и чувства»;
-занятия по подготовке учащихся девятого класса к выпускным экзаменам (ГИА) - «Путь к успеху»;
-организация конкурса стенгазет «Не навреди здоровью своему»;
-месячник Детского телефона доверия, в МБОУ Веселовская СОШ №1 организована отдельная локальная линия «Телефона доверия».
Профилактическая работа проводилась и с родителями:
-размещение на стендах всех общеобразовательных организаций информации о портале «Я-родитель», а также информация, посвященная здоровому образу жизни «Мы в ответе за них».
-психологическое консультирование родителей по вопросам проблемных взаимоотношений с детьми;
-общешкольное родительское собрание «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения», лекторий «Подростковый проблемы и пути их решения», на котором были озвучены и выдана «Памятка родителям по профилактике тревожного поведения» и «Рекомендации родителям по ведению бесед с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению», «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению»
Всё это делается для того, чтобы повысить:
- правовую грамотность и культуру родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики асоциального поведения детей;
-ответственность родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;
- мотивацию родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей;
-обучить родителей (законных представителей) и детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики суицидального поведения;
-сформировать у родителей (законных представителей) и детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.
В течение учебного года проводилась методическая и разъяснительная работа с педагогами:
-Инструкция по организации работы в образовательной организации по профилактике саморазрушающего поведения обучающихся;
-Организация на совещаниях педагогов обзора и обсуждения документов:
- уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);
- административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);
- Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);
- нормативные документы по профилактике безнадзорности и защите прав детей
- Семинары для классных руководителей: «Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка», «Суицид и его последствия в подростковом возрасте», «Особенности деятельности должностных лиц ОУ по профилактике подросткового суицида», «Признаки депрессии у детей и подростков», «Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному», «Алгоритм действий классного педагога и социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению»;
-Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу по ведению беседы при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению;
-Дистанционный семинар для классных руководителей 8-9 классов: «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения»;
- Педагогический совет «Профилактика суицида среди детей и подростков»;
- Направление на обучение педагогов, социального педагога по вопросам профилактики эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений у детей и подростков;
Вся эта работа позволила:
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
- установить партнерские отношения педагогов, родителей и обучающихся, создать единого социокультурного пространство;
-создать информационное пространство для родителей и общественности;
- внедрить здоровьесберегающие технологии, формирующие позитивные установки на ЗОЖ;
- оптимизировать взаимоотношения в детско-родительской среде.
В связи с реализацией программы «Профилактика и предупреждение саморазрушающего поведения», в нашем районе не наблюдалось и не наблюдается суицидальных попыток и совершение суицида. Работа по данной программе будет продолжена в следующих учебных годах.
Профилактика вовлечения обучающихся в группы с антиобщественной направленностью и присоединение к неформальным молодежным субкультурам.
Службой практической психологии совместно с общеобразовательными организациями разработаны и реализуются планы по работе с детьми группы риска и с девиантным поведением, по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении, по профилактике деструктивного поведения (в том чисел и суицидов) среди несовершеннолетних и в подростковой среде в целом. Реализация планов осуществляется при межведомственном взаимодействии с Органами опеки и попечительства, Отделом МВД России по Веселовскому район, КДНиЗП Администрации Веселовского района, МБУЗ «ЦРБ» Веселовского район, ГБУСОН «СРЦ Веселовского района», а также другими организациями.
В работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, предупреждению распространения деструктивных движений и криминальных субкультур, а также по формированию законопослушного поведения детей включены все участники образовательного процесса: несовершеннолетние, сотрудники школы (заместители директора по воспитательной работе, педагоги, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и тьюторы), а также родители (законные представители) несовершеннолетних.
Помимо планов профилактической направленности, в каждом образовательном учреждении (включая дошкольные) реализуются программы, направленные на формирование законопослушного поведения, на духовное и нравственное развитие, воспитание чувства патриотизма, гражданственности и ответственности. Ведется плановая и систематическая работа с родителями (законными представителями). Педагоги образовательных организаций регулярно проходят курсы повышения квалификации по вопросу профилактики правонарушений, формирования законопослушного поведения и воспитательной работе с детьми в современном постоянно изменяющемся мире.
В работе по предупреждению вовлечения детей в деструктивные движения и криминальные субкультуры, и мерах, по предотвращению их распространения используются инновационные программы, которые прошли экспертизу лучших психолого-педагогических и воспитательных программ, такие как:
- «Я выбираю жизнь в Гармонии с собой». Профилактика раннего употребления подростками ПАВ.
- Программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста «Дорога добра».
- Профилактика насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?».
Социальные педагоги, педагоги-психологи применяют современные технологии для мониторинга вовлечения детей в деструктивные и криминальные субкультуры. Для взаимодействия между специалистами социально-психологического сопровождения было создано профессиональное сетевое сообщество, где размещается актуальная нормативно-правовая база, объявление и полезная информация для использования в работе.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и переходом образовательных учреждений на дистанционные образовательные технологии в условиях домашней самоизоляции, профилактическая работа по предупреждению правонарушений (в том числе в сети Интерне), предупреждению вовлечения детей в деструктивные движения и криминальные субкультуры, а также по формирования законопослушного поведения, также осуществлялась дистанционно.
Для дистанционной работы со школьниками и их семьями использовались платформы, рекомендованные Министерством Просвещения РФ, а именно: Skype, Zoom, Office365:MicrosoftTeams.
Несмотря, на то, что всем участникам образовательного процесса пришлось привыкать к новым условиям взаимодействия и изучения материалов, образовательное пространство значительно расширилось. Посредством групповых чатов, видео и аудиозвонков появилась возможность охватить в работе гораздо большее количество детей и родителей (законных представителей). Дистанционная работа позволила и позволяет в настоящий момент
• своевременно информировать родителей (законных представителей) о возникновении той или иной проблемы социального характера;
• консультировать всех участников образовательного процесса по актуальным социально-педагогическим вопросам;
• организовать эффективное взаимодействие с классными руководителями, родителями (законными представителями), детьми и педагогами образовательной организации.
Родителям и детям регулярно направлялись видеоматериалы и ссылки на сайты, содержащие информационные материалы по правовому просвещению детей и родителей, по основам безопасности в сети Интернет, работе с различными видами зависимости, профилактикой диструктивного поведения.
Родители и дети регулярно вовлекаются в конкурсы, тренинги и социальные игры, проводимые на образовательных платформах.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
В связи с постоянным возникновением новых угроз в сети «Интернет», проблема по регулированию распространения вредной информации является актуальной, поэтому подготовка детей к виртуальному общению, правильное использование возможностей всемирной сети, а также защита прав несовершеннолетних является основной задачей в обеспечении безопасности со стороны родителей и образовательных организаций.
В образовательных организациях Веселовского района организована обязательная система контент-фильтрации, а также ведется журнал учета по использованию компьютеров обучающимися, подключенных к сети «Интернет».
Данное регулирование распространения информации в сети «Интернет» необходимо, однако не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице и т.д. Для этого в образовательных организациях осуществляются воспитательные, культурно-просветительские меры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельного противостояния угрозам. Например, в ноябре 2019 года в МБОУ Веселовская СОШ №1, МБОУ Веселовская СОШ №2 был организован родительский всеобуч по информационной безопасности, где рассматривался вопрос о безопасном использовании сети «Интернет». Родителям рекомендовано ограничить доступ несовершеннолетних к сети «Интернет посредством установки на мобильные устройства с выходом в интернет системы родительского контроля.
Ежегодно образовательные организации Веселовского района участвуют в следующих всероссийских акциях:
- «Урок по кибербезопасности». Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
- «Сетевичок». Обучающимся предлагается пройти квест по цифровой грамотности, которые разработаны с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные. В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождения контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет».
Участие в данных акциях координируется специалистами Отдела образования.
Педагоги Веселовского района принимают участие в различных онлайн-форумах, вебинарах, где повышают свою квалификацию по вопросам информационной безопасности. Например, педагоги приняли участие в цикле вебинаров «Интернет Без Опасности», авторском проекте педагога-психолога Д.А. Нестеренко (г.Батайск). Обучающиеся МБОУ Веселовская СОШ №2 смогли поучаствовать в очной встрече в рамках данного проекта, где были озвучены современные проблемы и угрозы.
Служба практической психологии Веселовского района, методическое объединение педагогов-психологов, социальных педагогов с 2017 года включает в план работы мониторинг вовлечения несовершеннолетних в группы в социальных сетях, которые могут нанести вред здоровью и безопасности обучающимся. На данный момент таких обучающихся не выявлено.
В 2020-2021 году запланировано участие руководителя методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов в заседаниях областного методического объединения по вопросам защиты детей от информации, которая может нанести вред здоровью и безопасности обучающихся с трансляцией опыта посредством дистанционных информационных технологий.
Поделиться с друзьями: